Народная одежда Боснии и Герцеговины

Элементы балканской, славянской, средиземноморской и восточных культур можно найти в большинстве народных костюмов Боснии и Герцеговины. По костюму можно определить регион, вероисповедание и социальный статус человека, который его носил.

До начала XVI века делать какие-либо выводы о народной одежде достаточно тяжело. Из-за отсутсвия достоверных источников, небольшое представление нам помогают сделать лишь редкие археологические находки.

Описывая местную одежду в 1530-ом году, Купрешич пишет:

Христиане обеих конфессий одеваются так же, как и турки, с той лишь разницей, что они не сбривают себе волосы с головы так, как это делают турки

Тут стоит заметить, что турками в Боснии и Герцеговине называли всех мусульман, включая местное население славянской крови, которое сменило религию.

Более чёткая картина о моде появляется только в XIX веке – с этого времени можно делать некоторые выводы об одежде людей в городах и сёлах. Со второй половины XIX века, начинают появляться  сохранившиеся с того времени подлинные костюмы, которые сейчас хранятся в музеях Балканского полуострова и всего мира. В Этнографическом музее Белграда, например, можно посмотреть одну из богатейших коллекций народного костюма Боснии и Герцеговины. Неплохая, хотя значительно меньше по размеру, коллекция хранилась и в Национальном музее Боснии-Герцеговины, который сейчас закрыт из-за отсутствия финансирования.

Костюм сельской местности.

Костюм Боснии и Герцеговины можно разделить на три основные группы:

Динарская группа

Типичными для этой группы являются длинные, льняные платья с шерстяной вышивкой четырёх цветов у православных сербов, и чаще двух цветов у католиков- хорватов. Мотивы на вышивке костюмов у этой группы не цветочные, а геометрические. Один из элементов, который поможет отличить костюм серба из западной Боснии от жителя другого вероисповедания – красная полоска ткани, пришитая рядом с вышивкой на рукавах и около груди. Одежда мусульманского населения обычно не имеет никакой вышивки.

Зубун у девушек тут чаще всего белый, в то время как замужние женщины носили зубун чёрного или тёмно-синего цвета. В западной Боснии незамужние сербки могли надеть тёмно-синий зубун аналогичный тому, который носили и замужние. На зубунах хорватов тут немного меньше вышивки и они, как правило, чёрного цвета, в то время как зубуны в Герцеговине чёрные в ее западных областях и тёмно-синие на востоке.

В некоторых случаях сербы и хорваты в регионах, которые попадают под классификацию динарской группы народного костюма Боснии и Герцеговины, носят два фартука – один спереди, второй сзади. Красный шерстяной пояс носят христиане. Мусульмане носят зеленый пояс, либо шерстяной пояс тёмно-красного или чёрного цвета.

Мужской костюм состоит их длинной льняной рубахи с кроем аналогичным женскому. Некоторые сербы Баня-Луки, Врховины и Дрваре носили вышитые сорочки. У мусульман вышивки на рубашке нет совсем. Как и женщины, поверх костюма мужчины могли надеть зубун или накидку из овчины, хотя последний в основном носили сербы. По праздникам носили богато расшитую накидку ячерму. Костюм украшался головным убором красного цвета - тонкой круглой шапочкой. Сербы западной Боснии носили узкую шапку с чёрной вышивкой. Иногда мужчины обвязывали голову красным платком.

Сегодня мало кто носит народный костюм по сёлам, и никто не носит его в городе. По одежде уже не определяется вероисповедание и социальный уровень человека. Единственными источниками народной одежды прошлых веков остались сохранённые в различных музеях и у частных лиц аутентичные костюмы, как и их тщательная реконструкция. С особой осторожностью нужно смотреть на костюмы различных народных ансамблей, которые редко несут какую либо историческую ценность и часто значительно упрощены для выступлений.


Костюм из Герцеговины на фото скорее всего один из лучших и типичных примеров динарской группы народного костюма. Хлопок, шерсть , металл, металл, стекло. Metropolitan Museum of Art. (1934)

Центральная группа

Костюм этой области, как правило, состоит из широкого до пят платья, штанишек, разных видов зубунов и фартуков, хотя фартуки носили не везде. Тут встречаются носки длинною до колен с растительными орнаментами, а вот орнаменты на вышивки вокруг Сараева чаще всего геометрические. Чёрные юбки начинают появляться тут с начала 20-го века, в основном в центральной и восточной Боснии и более популярны среди сербов. На голове – разные виды шапочек, которые покрыты платком.

Мужчины носят красные фески, которые могут отличаться по цвету в зависимости от религии. Хорваты и сербы обворачивают голову красной тёмной тканью, в то время как мусульмане могут покрыть голову красивейшей белой тканью. Более состоятельные носят одежду, изготовленную из более дорогой чёрной ткани хорошего качества с тонкой вышивкой - она заимствована в основном из городского костюма ипопулярна среди мусульманского населения восточной Боснии.

 Посавская группа

Посавская группа народного костюма этой страны находится под сильным влиянием хорватской Посавины через границу. Женщины-хорватки или сербки богато расшивают свою одежду хлопчатобумажными нитями. Вышивка тут имеет цветочные мотивы и очень похожа на вышивку в Воеводине, некоторых регионах Румынии, Венгрии и даже Украины и Польши. А вот одежда мусульманок этого региона мало чем отличается от того, что носят в центральной Боснии. Штанишки, например, тут не носит никто кроме них.

Зубуны тут в основном чёрные, длиной до колена в области на левой стороне реки Босны, хотя в некоторых регионах зубун похож на те из Динарской группы. А вот на левом берегу зубун заменяют местные варианты накидок и богато расшитых тёмных жилеток. Для мужского костюма характерны широкие рубашки с вышивкой не менее богатой, чем вышивка на женской одежде, и брюки. Те, которые носят с другой стороны реки Савы, тут очень широкие и у этого есть свои практические соображения – тут нет гор, а вода рек часто разливается. Примерно до XIX века тут можно было увидеть и феску, но со временем её заменили на головные уборы хорватов через реку Сава.


Городской костюм как отдельная группа

Меньше различий было у городского костюма Боснии и Герцеговины, который составляет отдельную группу. В целом, если говорить о доступных нам источниках, а это, в основном, источники XIX и начала XX  веков, после долгого влияния Османской культуры на жизнь Балканы), городской костюм имеет много общих черт по всему Балканскому полуострову. В деревне, где влияние было не так заметно, а изменения принимались намного медленней, видно всё богатство культуры этого региона. Костюмы тут смешивают элементы славянской, западной и восточной культуры.

Городские костюмы очень похожи друг на друга и в них намного больше восточного влияния, чем в сельской местности. Широкие шаровары, серебряные пряжки, балканские жилеты елеки - лишь некоторые из примеров.

К концу XIX-го века большая часть материала для одежды импортируется с Востока, хотя некоторые ткани попадают сюда и с Запада, особенно из Венеции. В отличие от народных костюмов сельской местности, городской костюм подчёркивал скорее социальный статус, нежели национальность и религию. Разницу тут можно было узнать лишь по минимальным деталям. Так, например, цвет пояса или фески мог рассказать о вероисповедании, а балканские шаровары-димие мусульманок были чаще сшиты из тканей в пастельных тонах. Православные и католички чаще использовали ткань из чёрного или цветного атласа.

В конце века политические и социальные изменения привели и к изменениям в моде. Западное влияние становится очевидным в новых тканях и некоторых элементах костюма. Европейскую моду тут быстрее всего принимало христианское население. В моду вошли рубашки западного пошива, хотя сшиты они были из того же материала, что и восточные димие. Консервативные мусульмане принимали изменения медленно, за исключением тех элементов одежды, которые были более удобны – например, западные чёрные туфли.

Как и раньше, мусульманки были полностью покрыты когда выходили из дома. Просто влияние Австро-Венгерской империи привело в обиход и западные ткани. Чёрный или тёмно-синий платок, которым они покрывали своё тело, был особо интересным в Мостаре. Его вид нередко описывали иностранные путешественники – лицо женщины было покрыто таким образом, что длинный воротник поднимался над головой и отверстие него было небольшое, поэтому воротник принимал форму капюшона над головой женщины.

Влияние на костюм Боснии и Герцеговины (XVIII - XX века).

В большинстве главных городов жили жители мусульманского вероисповедания, в то время как православное и католическое население жило в основном в сёлах и районах вокруг города.

К XVIII веку, однако, традиционная одежда отражала происходящие изменения, которые прокатились по всему региону. В частности, принимались законы , которые запрещали или разрешали определённые цвета и элементы одежды христианам или мусульманам. Были вещи, которе разрешалось носиль только мусульманам. Подобные изменения поглотили и соседние регионы.
Вот, например, что пишет Вук Стефанович Караджич о Сербии в книге "Жизнь и обычаи сербского народа".

«Рая не имеет права носить вещи зеленого цвета и красивые платья, которые носят турки.»

(Рая – термин, используемый для обозначения христианского населения в османские времена. Потом стал использоваться сараевским слэнгом как название для всех жителей Сараева).

Короткие записи о традиционной одежде Герцеговины, которые немного дополняют картину, были оставлены Джозефом де ла Незиер и Анри Авелотом во время их путешествий на Балканы в конце XIX века, хотя книга скорее является полезной благодаря красивым эскизам, которые сделали авторы во время своих путешествий.

"В Мостаре женщины делятся на два класса: на правом берегу реки Неретва вы увидите хорошо одетого христианку в платье из белой шерсти, богато украшенном крестами, брошками, украшениями, коралловыми ожерельями и разноцветными бусинам, в то время как мусульманка на правом берегу всегда покрыта." (1896)

"У всех мусульман должна быть полностью бритая голова, за исключением одной пряди волос, за которую Мухаммеду предназначается захватить человека в момент смерти. Много христианских мужчин по сёлам также имеют этот одинокий локон, свисающий по затылку как коротенькая кисточка от фески . Это старый обычай и его корни безусловно лежат в подчинённом положении христиан, которые старались не привлекать внимание своих хозяев своей внешностью.» (1896)."
Народный костюм в сёлах носили и в период с Первой мировой войны до Второй мировой войны. После этого традиционный костюм начал терять свое значение и пр. Промышленное развитие, улучшение производственных процессов, а также усиливающееся воздействие города, который всё быстрее изменял свою моду, привели к тому, что люди стали реже носить костюм. Многие начали намеренно воздерживаться от ношения традиционной одежды. Некоторые элементы были либо полностью удалены, либо заменены на более простые варианты. Разнообразные головные уборы теперь упрощены до красочных платков, длинные льняные платья заменяются блузками или короткими рубахами, изготовленными из закупаемого материала. 


Автор: Ева Самсонова

Источники:


Avelot, H. & De La Neziere, J. (1896.) Crna Gora, Bosna i Hercegovina, Cigoja Stampa: Beograd, 2006.

Culic, Z. (1963). Narodne nosnje u Bosni i Hercegovini, Zemaljski Muzej u Sarajevu.

Hodzic Abadzic, A. (2011). Kultura odjevanja u Bosni i Hercegovini na prijelazu 19. u 20. stoljece, Novi Muallim, Is 46. Available at: http://www.ceeol.com/aspx/issuedetails.aspx?issueid=f52b52bf-b1cf-4fe7-8f03-8640c89be384&articleId=670e57b9-6cee-42a1-a219-9a5506d00028 [Accessed 30th July 2013].

Kuripesic, B. (1530). Putovanje kroz Bosnu, Srbiju, Bugarsku i Rumeliju, Beograd 2001, p. 29. Available at: http://www.paundurlic.com/pdf/Benedikt-Kuripesic-Putopis.pdf [Accessed 30th July 2013].


Svefanovic-Karadzic, V. (1867). Zivot i obicaji naroda srpskoga, Beograd 2005. p. 53.


E S

Instagram