Заметки из истории евреев в Сараево


Большая часть еврейского населения приедет в Боснию и Герцеговину из Салоник, а потом и из Испании. Примерно в это время в Сараево впервые попадёт одна из наиболее значимых книг в мире – Сараевская Агада. И хотя точной даты создания Агады и автора книги не знает никто, предполагается, что ей не менее шестисот лет. У сараевских евреев был свой храм, кладбище и школа. В основном они занимались торговлей, но многие были ремесленниками, врачами и фармацевтами.

Еврейские поселения на Балканском полуострове встречались довольно часто еще в XII веке. Во всех городах Греции, в прибрежных поселениях Македонии, уже тогда были свои еврейские районы со своей особой организацией, предоставляющей уровень относительной свободы. Больше всего свобода относилась к свободе для торговли, чем еврейское население успешно и занималось.

На западе Европы больше всего евреев изначально было в Венеции, на территории Местре и Спиналунги. Последние имели торговые связи с Далмацией и многими албанскими городами. В Боснии и Сербии о евреях долгое время упоминаний не было вообще, а вот в соседней Болгарии уже в XIV году на престол вступила еврейка - вторая жена царя Александра.

Главный приток еврейского населения на Балканский полуостров, значительная часть которого к тому времени уже была под властью Османской империи, начинается в конце XV века. Под присмотром католических кардиналов, в Испании идёт смутный период государственной инквизиции, и когда вся страна переходит под власть католических монархов – нужда в сотрудничестве с «иноверцами» пропадает, католическая церковь выходит из под контроля и начинается преследование евреев иудейского вероисповедания и даже евреев крещёных.

В 1492-ом году началась первая экспедиция Христофора Колумба. В этом же году из Испании начинается массовая миграция евреев в земли турецкого султана. Большинство направляются в Стамбул и Эдирне. Некоторые из переселенцев окажутся у берегов Адриатического моря в Венеции.  В Салониках евреи долгое время даже будут большинством и оставят значительные следы в истории развития этого города — множество памятников еврейской истории этого города, просущствовав много веков, будут разрушены во время Второй мировой войны. Cефардов примут и в Боснии. Об этом говорят записи после 1541-го года и старые надгробные плиты на еврейском кладбище 1551-го года. Большая часть приедет сюда из Салоник, и уже затем и из самой Испании. Примерно в это время в Сараево впервые попадёт одна из наиболее значимых книг в мире – Сараевская Агада. И хотя точной даты создания Агады и автора книги не знает никто, предполагается, что ей не менее шестисот лет.

К 1541-ому году во всём Сараево насчитывается не более сорока евреев, которые скорее всего приехали из Салоник, занимались в городе торговлей, и вскоре вернулись обратно к своим семьям, не оставив после себя много следов. Однако, уже во второй половине XVI века количество евреев в городе начинает быстро расти. По просьбе жителей города, жалующихся на «беспорядок», нарушение правил внутреннего распорядка и неправильное использование опасного для легко воспламеняющегося Сараева огня, для евреев строится отдельный район «гетто». Часть переезжает в Дубровник, где несмотря на довольно сильные религиозные барьеры они занимаются торговлей, и в Сплит, где барьеров намного меньше.

Еврейское население в Боснии чаще всего оставалось на стороне турецкой власти, частично из благодарности за хороший приём ранее, частично из-за желания избежать беспокойств в своей работе. Из малочисленных источников XVII века видно, что большинство из них занимались торговлей и имели хорошие связи с Венецией. Сараевские евреи приезжали и в Белград, обычно через Власеницу или Зворник, откуда они по реке добирались до сербского города.

У сараевских евреев был свой храм, кладбище и школа. Большинство из них к тому времени ещё носили чисто испанские имена, а турецкое влияние появилось лишь в конце XVI века.

Нападение принца Евгения Савойского в 1697-ом году на Сараево нанесло огромный ущерб евреям и  православным сербам. Многие евреи изгнаны из своих родных земель, а еврейское гетто было полностью сожжено.

В XIII веке торговля развивается и к 1779-ому году в Сараеве проживает уже около тысячи евреев, многие из которых многие уже успели неплохо поднять свою репутацию. В Белграде в это время было лишь около тридцати еврейских семей, но они  уже успели основать еврейскую прессу и она активно выполняла свою работу. В Боснии литературной деятельностью занимались немногие – главной была торговля, некоторые были ремесленниками, врачами и фармацевтами.

Чаще всего евреи в Боснии были богаче сербов. В этом помогала торговля и контакты с другими городами на Балканах. Но как и у сербов, у них была своя школа, муниципалитет и обязательство платить подоходный налог. В школу ходили только мальчики, такая же ситуация была и у представителей других религиозных конфессий. Притом в Боснии и Герцеговине проблемы с женский образованием существовали до начала XX века. Пока мужчины активно занимались торговлей — еврейским женщинам приходилось разделять права с остальными женщинами, вне зависимости от религии. Поэтому женщины редко сами находились на улице и были вынуждены покрывать тело, скрываясь от мужских взглядов. Это делали и православные, и католики, и еврейки.

Как и христианам, евреям не разрешалось носить многие части костюма, которые могли носить боснийские мусульмане. Евреи избегали вмешательства в политику и предпочитали жить около центров турецкой власти – например в столице главного везира Травнике, в городах. Они платили за строительство мостов, дорог, и должны были лично участвовать в строительстве военных объектов. Право не работать по субботам приходилось выкупать.

К концу XIX века, с приходом в регион Австро-Венгерской империи, в Сараево приезжает большое количество евреев-ашкенази, которые вскоре сливаются с местными сефардами. В результате, к началу 1930-ых по всей Боснии насчитывается уже около тринадцати тысяч евреев, а к 1941-му их уже четырнадцать тысяч, большинство из которых живут в Сараево. В Югославии Сараво стал третьим центром еврейской культуры после Белграда и Загреба. У евреев были свои газеты, школы, культурные центры. В нескольких городах были синагоги.

С началом Второй мировой войны заканчивается история еврейского Сараево и еврейского населения Боснии и Герцеговины. Ещё задолго до войны многие евреи стали членами запрещённой в Королевстве Югославия Коммунистической партии. В апреле 1941-го, после вторжения в Югославию немецко-фашистских войск, Босния и Герцеговина попадает под контроль Независимого Государства Хорватии, а уже в июле 1941-го года выходит указ о создании этнически гомогенизированного государства, очищенного от сербов, евреев и цыган. В 1941-ом году лидер усташского движения Анте Павелич заявляет, что «евреи будут ликвидированы за очень короткое время». В сентябре 1941-го года начались первые депортации в концлагеря. Большинство боснийских евреев были депортированы в Освенцим или в лагеря на территории Хорватии. В 1944-ом году была сожжена синанога в Мостаре.

К окончанию войны из двенадцати тысяч евреев в Сараево убито было примерно восемь тысяч. Выжившие  спаслись, сражаясь с югославскими, еврейскими или советскими партизанами. Другие бежали в территории под итальянским контролем на побережье Далмации, где гонений практически не было.

Многие из оставшихся евреев со временем слились с местным населением. Сараево остался главным центром еврейской истории в Боснии и Герцеговине, хотя евреи остались и в Мостаре, и в Баня-Луке, и в других городах. Последние из них бежали из Сараево уже во время последней войны – Израиль сам организовал эвакуацию евреев из осаждённого города.

Image result for jews in sarajevo

Об истории евреев в Боснии сегодня свидетельствуют синагоги и старые еврейские кладбища в Сараево, Бихаче, Тузле,  свидетельства сущесвовавших когда-то синагогах и молитвенных комнат в Тузле, Вишеграде, Мостаре, Столаце и Зворнике. В стране на сегодняшний день осталось около тысячи жителей еврейского происхождения.

Сараевская Агада — символ истории сараевских евреев, находилась в Национальном музее Боснии и Герцеговины с 1894-го года. Забота о сохранности Священной книги долгое время объединяла людей разных национальностей и вероисповеданий. Во время Второй мировой войны, нацистские оккупанты приложили немало усилий, чтобы найти и уничтожить книгу, но сотрудники музея успели тайно вынести её из стен здания. Книгу, по легенде, спрятали в деревне у местного имама, где она и пролежала до самого освобождения. Символично, что похожая судьба у книги была и в 1992 году – сотрудник музея вынес книгу из галереи и закрыл ее в подземном сейфе Национального банка. От войны серьёзно пострадало и еврейское кладбище в Сараево.

В январе 2002-го Священная книга вновь была выставлена на обозрение публики, но уже в октябре 2012-го года Национальный музей Боснии-Герцеговины закрыл свои двери для посетителей из-за недостатка финансирования. До недавнего времени книга, по слухам, находилась за стенами закрытого музея, без электричества и нужных условий для консервации исторических документов. В 2013-ом году было отклонено предложение Нью-йоркского Метрополитен-музея временно взять манускрипт для выставки. Древняя книга, пережившая испанскую инквизицию, нацистскую оккупацию и балканскую войну, стала жертвой коррупции разорванной на три лагеря Боснии, народы которой уже давно не интересуются общей историей этой страны.

Image result for sarajevo haggadah

После открытия музея в 2015-ом году, книгу вновь выставили на обозрение. Книгу держат в камере под стеклянным колпаком с заданным микроклиматом, поэтому после закрытия музея на долгое время, и книгу, и комнату, в которой она находится, пришлось заново реставрировать.

В 2016 году в Боснии и Герцеговине насчитывалось около тысячи евреев, 700 из которых живут в Сараево. Пять человек до сих пор использует ладино — язык сефардских евреев. Никакой специальной охраны для центров еврейской культуры в Боснии и Герцеговине не требуется — еврейское население находится в безопасности. В центре Сараево находится старая еврейская синагога, воскресная школа для детей. Несколько раз в год волонтёрами выпускается еврейская газета.

Автор: Ева Самсонова

E S

Instagram