Севдалинка - музыка боснийской меланхолии

Слушайте эти песни в покое собственной души, не спрашивая откуда они пришли и кому они на самом деле принадлежат. Потому что они принадлежат всем нам - каждому, кто слушает их сегодня по всему миру, тихо напевая их в своей душе. Миленко Ергович о севдалинке.


Севдалинка или севдах –  жанр традиционной городской боснийской песенной традиции, боснийского лирического романса, название которого происходит от турецкого слова "севда", или любовь. В Боснии-Герцеговине относительно именно песенного жанра это восточное слово приобрело несколько иное смысловое значение. Севдах в севдалинке – это любовь с оттенком меланхолии, душевных страданий и любовных переживаний.

Женщины были защищены от любопытных мужских глаз. Не имея другой возможности выразить чувства, люди выражали их через песни. Поэтому, севдалинки - это чувства. Севдах выражает в себе душевные порывы, страдания, любовные переживания автора и исполнителя. Севдах - протест любви и страсти против консервативного общества, устройства этого общества, против браков по договорённости, браков без любви. Через него выливают душу. Поэтому в Боснии существует ещё и выражение "упасть в севдах" - быть в состоянии меланхолии, тосковать, можно и под воздействием алкоголя, ну или хотя бы за чашечкой боснийского аромантного кофе.


Вот франмент одной из песен:



В красивом старом городе Вишеграде,  где глубокая Дрина течёт веками, остались у меня лишь грустные воспоминания: миловались с любимой почти каждый вечер.

Далее автор поёт о своих воспоминаниях и тоске по любимой, которую больше не приходит, и заканчивает песню словами:


Вишеград, город, где моя любимая? Не была ли она счастлива со мной? Я смотрел на Дрину, когда меня целовала. Может, наши ночи она уж позабыла?

Слова севдалинок изначально передавались устным путём, их авторы в основном уже неизвестны, хотя существует огромное количество севдалинок с авторами, которые тоже называют народными. Впрочем, даже с автором они и правда в какой-то степени народные - потому что принадлежат всему народу. С другой стороны, севдалинка не ограничивается обычной разницей между песней народной и песней авторской - севдалинка с автором всё равно остаётся севдалинкой.


Севдах пели мусульмане Боснии-Герцеговины и традиция эта несомненно мусульманская - в севдалинках отражается быт мусульманского населения региона, встречается огромное количество турцизмов, вспоминается и религия. Несмотря на это, севдалинка - это достояние всей страны, душа одной Боснии и Герцеговины.


Омер Побрич даёт такое определение севдалинке:



Севдалинка является боснийской, городской любовной песней, причём слово «боснийская» дает севдалинке ее географическое определение, «городская» – её урбанистический характер, а «любовная» – содержание и тематику.

Исполнитель севдалинки часто сам определяет ритм и темп, которые могут изменяться на протяжении одной песни. Песня обычно исполняется одним вокалистом-мужчиной, женский вокал встречается значительно реже. В мелодии севдалинок гармонично сочетаются восточные, европейские и сефардские влияния. Изначально севдалинки пели под аккомпанемент традиционного струнного инструмента "саз", который берет свои корни в Персии. Сегодня эти песни исполняются как мужчинами, так и женщинами, нередко используются новые музыкальные инструменты.

Так, например, со временем севдалинки приняли на себя традицию балканского аккордеона - большинство популярных исполнителей поют её именно под аккордеон, а некоторые даже под гитару, и лишь некоторые мастера и знатоки продолжают исполнять её под саз, который нередко делают сами. Спокойный переливающийся звук балканского аккордеона не испортил севдалинку - он лишь просто придал ей немного другой тон. Севдах под аккордион звучит ничуть не хуже севдаха под саз, просто аккордеон не всегда способен полностью передать настроение песни, особенно если она не исполняется профессионалом. Грустные песни с порой трагическими текстами могут просто потеряться в звуке этого народного инструмента в шуме ресторана.


Севдалинки - народные песни, и их они несомненно исполняются и в народе. Тем не менее - это не песня, которую может спеть каждый. По крайней мере если речь заходит о её настоящем, качественном исполнении. Исполнители севдалинок, а особенно сазлии, учатся этому навыку годами. Лучшие из них и сейчас изучают не только пение и слова севдалинок - они изучают как балканскую культуру, так и фольклор целого балканского полуострова.



Вот несколько примеров севдалинки под саз, аккордеон и её совсем новое исполнение, которое привлекает немалое количество молодых людей к традиции и культуре
.



Один из лучших знатоков балканской музыки, боснийских севдалинок и знаменитый боснийский сазлия Хашим Мухаремович, родился в 1937 году в городе Сребреник. Окончив Медицинский факультет в Сараево, он работал врачом в разных городах Боснии и Герцеговины, некоторое время даже в Ливии. С молодости увлекающийся игрой на сазе и изучением севдалинки, Хашим - автор огромного количества песен. Он выступал в Белграде, Алжире, Ливии, Марокко, Зальцбурге и других местах.


Mostar Sevdah Reunion – музыкальный ансамбль из города Мостара в Герцеговине. Коллектив исполняет севдалинки, нередко импровизируя,  их в блюзовых аранжировках, а также цыганскую музыку.

Тут песню дополняет проигрыш любимого балканского аккордеона, но кажется, что в данном случае он совсем не портит настроение этой севдалинки, а наоборот дает нам шанс растянуть его надольше и погрузиться в меланхолию севдаха...


А вот и современное исполнение севдалинки. Дамир Имамович из Сараево - один из наиболее известных интерпретаторов севдалинки в Боснии и в Зарубежье.


Автор: Ева Самсонова

E S

Instagram