«Обыкновенный фашист» Как хорватский министр культуры попал во все мировые СМИ? | Армен Захарян

С конца января в Хорватии не утихает скандал, связанный с назначением на пост министра культуры Златко Хасанбеговича, 42-летнего историка из Загреба. И дело не в предложенной им программе работы министерства (еще даже не опубликованной), а в самой личности Хасанбеговича, которого общественность обвиняет в «заигрывании с фашизмом». «Who is mister Hasanbegović?»  – разбирался Армен Захарян.

Штрихи к портрету

«Антифашизм – это пустое слово, лишенное содержания. Антифашизм – это банальность». Скорее всего, на это высказывание хорватского историка Златко Хасанбеговича никто бы не обратил особого внимания: историки позволяют себе и не такое. Однако в устах кандидата в министры культуры страны, активно сотрудничавшей в годы Второй Мировой войны с немецким нацизмом и итальянским фашизмом, это заявление прозвучало довольно противоречиво.


Впрочем, Хасанбегович не ставил перед собой цели «эпатировать публику»: его биография наглядно демонстрирует, что в своих высказываниях новоиспеченный министр весьма последователен. Еще 20 лет назад, в середине 90-х, он писал для издания «Независимое Государство Хорватия», названного так в честь одноименного государства, существовавшего на Балканах с 1941 по 1945 годы. Независимое Государство Хорватия (NDH – Nezavisna Država Hrvatska, в англоязычных источниках “Independent State of Croatia”) являлось основным союзником Гитлера и Муссолини на Балканах. Режим усташей (от хорватского «восставшие») был приведен к власти совместными усилиями нацистской Германии и фашистской Италии. Лидер усташей Анте Павелич даже дважды лично был принят фюрером Рейха:


После разгрома фашистской Италии и нацистской Германии Независимое Государство Хорватия перестало существовать. Профашистский диктатор Павелич бежал в Аргентину, где основал Хорватское Освободительное Движение. После его смерти, уже в восьмидесятых, дело Павелича, также в эмиграции, продолжил его зять Сречко Пшеничник.

В начале 90-х, когда Хорватия вышла из состава Югославии, Пшеничник вернул много лет выходившее за рубежом профашистское издание на родину. Вот его-то автором и стал теперешний министр культуры, который в одной из своих статей середины 90-х называл усташей “героями и мучениками”. На вопрос журналистов, как он может это прокомментировать, новоявленный министр ответил, что «речь не шла об авторском тексте», однако не уточнил, о каком же тексте в таком случае шла речь, ведь статья с этим утверждением была подписана его именем.

Дело в шляпе

Еще одним обвинением против Златко Хасанбеговича стала фотография, на которой он якобы носит головной убор с символикой усташей.



Однако с фотографией все оказалось не так просто. Сербское издание “Новости”, которое отыскало фото, датировало его 1996-м годом, тогда как сразу несколько участников тех событий, изображенных на снимке, заявили, что он был сделан в хорватском Сплите в 1993-м году, во время войны.

Сам Хасанбегович не стал отрицать, что на фото изображен именно он (в верхнем ряду слева), однако, заявил, что фотография фальсифицирована с целью его дискредитировать. Вместе с тем другой «персонаж» со снимка, журналист Велимир Буянец, желая защитить новоявленного министра, рассказал эту историю по-другому. Буянец заявил, что головной убор на Хасанбеговиче действительно был, но что он не имел никакого отношения к усташам. По его словам, это был головной убор Хорватских Сил Обороны, милитаристского крыла Хорватской Партии Правых. В итоге, так и осталось не ясным, кто из них солгал: то ли министр, объяснивший конфуз фотошопом, то ли вступившийся за него Буянец.

Тем не менее, была ли «шляпа» в этом деле или нет – не так важно. Достаточно внимательно посмотреть на ту компанию, с которой позирует будущий министр культуры, чтобы сделать определенные выводы. Рядом с Хасанбеговичем стоит никто иной, как тот самый Сречко Пшеничник, зять профашистского диктатора Павелича и продолжатель его дела, вернувшийся в Хорватию из Канады в 90-е. А стоящий в верхнем ряду справа журналист Велимир Буянец как раз примерно в это время любил позировать со свастикой на рукаве:



Скелет из шкафа

Но компрометирующие факты из прошлого министра можно было бы списать на молодость: «Ну кто из нас на палубе большой не падал, не блевал и не ругался?». В 90-е годы Хорватия была охвачена национализмом: отделение от Югославии, президент-националист Туджман, как-то со смехом заметивший, что он очень доволен тем, что его жена не является ни сербкой, ни еврейкой, война в Боснии и в Хорватии, всеобщее единение в борьбе против «сербов-четников»… Становление независимой Хорватии характеризовалось массой не самых приятных для европейского настоящего этой страны воспоминаний. Однако если в 90-е Хорватия могла позволить себе подобное «пированье национализма», то сегодня статус государства-члена Европейского Союза должен был бы обязывать прятать скелеты поглубже в шкаф. Но министр Хасанбегович – наоборот – занимается всяческим их извлечением, доказывая, что дело было не в молодости, а в убеждениях.

Так, например, уже в начале текущего десятилетия Златко Хасанбегович оправдывал действия Верховного Муфтия Иерусалима, Мухаммада Амина аль-Хусейни, еще одного пособника гитлеровской Германии, и называл его «жертвой обстоятельств».



«Жертва обстоятельств» занимался созданием мусульманской дивизии СС «Ханджар» в Боснии и Герцеговине, активно сотрудничал с нацистской Германией, встречался с Гитлером и Геббельсом, был близким другом Адольфа Эйхмана, поддерживал уничтожение евреев.
Наконец, уже совсем недавно, в 2015 году, будущий министр культуры предложил прекратить государственное финансирование ежегодных памятных мероприятий, посвященных жертвам концлагеря Ясеновац, созданного хорватскими фашистами во время Второй Мировой. Согласно данным американского Мемориального Музея Холокоста режим усташей ответственен за гибель примерно 80.000 сербов, евреев, цыган и хорватских антифашистов в этом лагере смерти.



Народ против
Неудивительно, что на министра культуры с таким бэкграундом с критикой обрушились все, кто не поддерживает рост «правых» настроений в Хорватии. Против назначения Хасанбеговича выступили деятели культуры и искусства, ряд негосударственных организаций, правозащитные центры, как в Хорватии, так и за ее пределами.
Так, например, в израильском офисе правозащитного Центра Симона Визенталя выразил «шок и возмущение» назначением нового министра (в первую очередь, конечно, за его позицию по преступлениям режима усташей против евреев на территории Независимого Государства Хорватия). В Центре заявили, что «назначение министра, отрицающего преступность режима усташей… и занимающегося ревизионизмом Второй Мировой войны и Холокоста – это возмутительно и недопустимо, особенно в контексте хорватской истории». В Центре призвали хорватское правительство сменить Хасанбеговича на кого-то, кто не будет «позорить страну на весь мир».



И действительно – Златко Хасанбегович, пробыв в должности меньше месяца, уже стал, пожалуй, самым обсуждаемым в мировых СМИ хорватским министром. И вряд ли это та слава, о которой может мечтать публичный политик в XXI веке: когда слово «фашизм» стоит в большинстве заголовков бок о бок с твоим именем.

Однако, назначивший его премьер-министр Тихомир Орешкович пока не спешит признавать своей ошибки: он заявил, что большинство обвинений против Хасанбеговича «вырваны из контекста» и даже пошел еще дальше, назвав нового министра культуры «убежденным антифашистом». Что ж, убежденный антифашист, который заявляет, что антифашизм – это пустой звук и банальность: на Балканах такое сплошь и рядом. Теперь и в Евросоюзе.

Автор: Армен Захарян

E S

Instagram