Татуировки католиков Боснии и Герцеговины

Традиция татуировки у славянских народов считается почти неизвестной, малоизученной и в основном утраченной. Несмотря на это, в некоторых регионах Боснии и Герцеговины и по сей день можно увидеть пожилых женщин, а иногда и мужчин, со следами узоов на руках, тыльных сторонах ладоней, плечах, и других частях тела. С редкими исключениями, обычай нанесения татуировки принадлежит исключительно католическому населению Боснии и Герцеговины. Когда татуировки находили у православного населения  — это были православные, живущие в преимущественно католических регионах.



Некоторые называют данный обычай одним из элементов народной традиции и лишь способом украшения тела для красоты. Другие не согласны с таким мнением и связывают традицию либо с дохристианскими верованиями народов балканского полуострова, либо с  периодом расширения Османской империи на европейские Балканы —  по крайней мере, именно тогда у татуировок появилась практическая цель.


Османский период

Под нарастающим давлением османской исламизации по всему региону и вынужденных миграций населения, хорватские женщины покрывали свои тела различными узорами и крестами в попытке избежать османского плена, сохранить детей, и уберечься от насильного обращения в ислам или обращения в ислам через брак. Поэтому, татуировки со временем стали одним из символов католицизма в Боснии и Герцеговине, способов показать свою принадлежность к католицизму в регионе. Рисунки, избавиться от которых было почти невозможно, оставались на телах обращённых в ислам католиков, женщин, перешедших в ислам ради брака, тех, кто сменил религию по другим причинам, и навсегда оставляли след о католическом прошлом человека. Были случаи, когда татуировки наносили мужчинам. Например, иногда это делали, чтобы мальчиков не забрали в янычары, пехотное войско Османской империи, которое состояло из молодых христиан, набранных в раннем возрасте из Албании, Боснии, Болгарии, Сербии и других территорий, и воспитанных в строгих традициях ислама.


Так, например, археолог Трухелка пишет об истории одного мусульманина, который после решения перейти в католицизм сразу же попросил нанести на его тело традиционный рисунок. Затем, покаявшись, пожелал вернуться обратно в ислам и ещё долго старался полностью избавиться от следов татуировки, которая напоминала и ему и окружающим о его «ошибочном» решении в прошлом.

Узоры наносились в один из дней Страстной недели и делал это самый молодой член семьи (или, если он отказывался, кто-нибудь постарше). Орнамент сначала рисовали тупым концом иглы, который окунали в чернила, а затем наносили саму татуировку и покрывали руку восковой или шелковой бумагой. Также использовался порох, который нередко разбавлялся слюной. Это нередко приводило к сифилису и другим болезням в тех регионах, где татуировки встречались чаще, особенно там, где выделялась красота и размеры нательных узоров. Со слов некоторых женщин, раствор, которым наносился их узор, содержал в себе древесный уголь, грязь, мёд, а иногда и молоко кормящей женщины, у которой уже был один родившийся мальчик. Процедура продолжалась пока узор не был окончен, или пока из руки не начинала течь кровь и боль уже невозможно было терпеть, после чего делали паузу.

Орнаменты были схожи друг с другом и часто содержали одни и те же элементы. До запястья они наносились по существующим правилам, а от запястья рисовали чаще всего произвольно. Всегда рисовался обычный крест, и уже затем он украшался точками, полукруглыми или прямыми линиями и похожими элементами. Кресты можно было найти и на других частях тела, где они скорее рисовались без какого-либо правила и значения — на лбу, плечах, «разбросанные» по рукам. Чаще всего на верхней части рук начинались круги, полукруги, точки, линии – элементы, которые уже не имели прямого отношения к христианству. Полукруги из заборчиков на тыльных сторонах ладони были открыты в сторону руки и тоже окружались линиями, точечками у окончания, узорами в виде веточек, крестиками или другими мотивами внутри. Далее наносились линии с чёрточками и другими декоративными элементами вокруг них.

Именно эти мотивы дают право предположить, что возможно обычай берет свое начало с ещё дохристианских времён и имел свое ритуальное значение, хотя не все исследователи пришли к похожему выводу. Кроме упрощённого креста, который встречается и на татуировках древних орнаментальных мотивов различных племён Африки и Азии, на теле не встречалось почти никаких католических христианских узоров. Татуировка иногда наносилась как празднование перехода во «взрослую жизнь», а церемония чаще всего происходила во время весеннего равноденствия – дня, имеющего важное значение почти во всех религиях на земле.

Рождение и источник этого обычая оспариваются до сих пор, как и многие другие исторические события и традиции в регионе, где история нередко используется для достижения политических целей. Католические или дохристианские — еле заметные татуировки встречаются на руках пожилого населения и по сей день. Изменения, которые принесли с собой на Балканы времена османских завоеваний, несомненно дали этому обычаю свое новое назначение и, возможно, привели к распространению традиии. Татуировка надолго осталась способом представления своей религии и этнической принадлежности. Женщины, которые в детстве решили украсить свое тело такими редкими узорами, сейчас нередко признаются, что жалеют о своем выборе, возможно из-за другого отношения окружающих. Но, по их словам, со временем привыкли.

Автор: Ева Самсонова





Источники:

Hoban, A. (2011). The Croatian Tattoo Grandma Cult, Vice. Available:  http://www.vice.com/en_uk/read/atlas-hoods-the-croatian-tattoo-grandma-cult [Accessed: April 15th 2012].

Ivankovic, Z. (n d.) Tetoviranje kod bosanskih katolika, Vares. Available:  http://www.vares.pp.se/bobovac/boblist/broj148/148_06.htm [Accessed: April 25th 2012].

Truhelka, C. (1894). Tetoviranje katolika u Bosni i Hercegovini, Glasnik Zemaljskog Muzeja, No. 2, pp. 241 -257. Available:  http://www.idoconline.info/digitalarchive/public/index.cfm?fuseaction=serve&ElementId=513339 [Accessed: February 25th 2012].

Zubrinic, D. (1995). Croats in Bosnia and Herzegovina, Croatian History. Available:  http://www.croatianhistory.net/etf/et02.html [Accessed: April 15th 2012].

Photographs and some information from them: 

https://picasaweb.google.com/118419348859672606624/TradicionalneHrvatskeTetovaze

E S