Киоск K67 - модульный киоск-легенда из Словении



K67 — дизайн киоска, спроектированный в 1966 году словенским архитектором и дизайнером Сашей Махтиг. Его конструкция состояла из модулей, которые использовались либо отдельно, либо крупными конструкциями в сочетании друг с другом. Киоски производились на фабрике Имград в словенском городе Лютомер. Универсальная модульная конструкция Махтига стала очень популярной в городах Югославии и в других социалистических странах.

Махтиг родился в 1941 году в Любляне. Он верил, что целью любого дизайна было «использование наименьшего количества расходных материалов для создания регионалных и пространственных решений». Он учился и начал работать в первую волны модернизации — во время индустриализации и урбанизации Югославии — и его работы, использующие новые промышленные материалы и логику массового производства, с точностью попадали в идеологию.

Махтиг запатентовал свой дизайн в 1967 году, а серийное производство началось в 1968 году. Функциональный дизайн сделал киоск универсальным для практически любого места и для самых разнообразных функций. Кабинки использовались как газетные киоски, киоски на автостоянках, торговые точки в городе и на рынках, лотерейные стенды и даже студенческие кафе.



K-67 используются и по сей день. Многие получили новые функции: в словенском Кромберке киоск теперь стал ульем для пчёл. В Боснии один из них был обложен кирпичной кладкой и в нём теперь продают еду. В Любляне персонал парковки заменили автоматом билетов — но используют для этого всё тот же K-67. По сути, функциональный дизайн допускал неограниченные возможности, поэтому киоски также адаптировались и использовались как пограничные кабинки, кассы для продажи билетов на подъемники и кафе фаст-фуда.

Архитектор считал, что для того, чтобы его конструкция оставалась коммерчески жизнеспособной — она должна была развиваться, подстраиваться под новые изменения, привычки, уровни комфорта, и использовать новые материалы. Так например, изначально K-67 состоял из пяти основных элементов, вспомогательного оборудования и разных частей интерьера. В 1970 году, куратор Музея современного искусства в Нью-Йорке попросил добавить киоск K-67 в коллекцию музея на выставке, но из-за задержки груза организаторы не успели просунуть довольно большую конструкцию через окно и K-67 оставили снаружи на улице.

Махтиг использовал это как шанс усовершенствовать свой дизайн, и к 1971 создал модель второго поколения. Новая модель разбиралась на множество деталей, состояла из отдельных потолочных и напольных корпусов и четырёх столбов и новых частей интерьера. Иногда Махтиг даже разрабатывал специальные элементы для разнообразных функций киоска — например элементы, которые бы пригодились киоску, если бы в нём готовили фаст-фуд.


Kиоски продавали не только в Югославии, но и в других социалистических странах. Дизайн и принцип несколько раз копировался другими компаниями, что со временем сделало его одной из икон восточноевропейских киосков. K-67 перестали производить в 1999 году. За это время фабрика уже изготовила 7500 киосков. Где и как их теперь используют узнать тяжело: киоски продавались в Польшу, Японию, Новую Зеландию, Кению, Ирак, СССР и даже США.д













E S

Post a Comment