Югославская Школа праксиса


Сегодня день рождения Карла Маркса. Маркс, несмотря на свое влияние на историю Югославии, к самой Югославии отношения не имел. Но зато в Югославии родилась одна из важнейших мировых школ неортодоксального марксизма, югославское марксистско-гуманистическое движение — так называемая школа Праксиса. 

Школа Праксиса, также известная под названем Праксис философия — направление в хорватской и югославской философии и версия недогматического марксизма. Основными центрами философского движения были Белград и Загреб, а на острове Корчула c 1963 по 1974 год ежегодно проходила международная летняя школа. Историк Гайо Петрович был одним из основателей движения и редактором журнала под названием «Праксис».

Особенностью философии была критика советского «догматического» марксизма с позиции самоуправления и опора на «ранние работы» Маркса и особое внимание проблеме отчуждения, но по сравнению со многими другими критиками советского марксизма и сталинизма, которых в Югославии после раскола с Сталина с Тито было довольно много, философы Школы Праксиса критиковали и югославский социализм. Они считали, что современное социалистическое общество не совпадало с теорией Маркса, но критиковали они как советский социализм, так и режим Тито. По словам философов школы, отчуждение выражается не только в капитализме или в сталинизме, но также и в проекциях любых абстрактных коллективов, в том числе в государстве и нации. Конечной целью для «Школы Паксиса» было «создание более гуманного мира, путем понимания человеческой природы».


Группа «Праксис» была близка к западному марксизму и не особо повлияла на восточноевропейские дискуссии. Журнал был очень популярен не только в Югославии, но и в иностранных академических кругах, а философия школы стала скорее частью академического марксизма, входившего в моду в европейских и американских университетах. Члены группы «Праксис» подчеркивали значение демократии и доказывали, что югославское рабочее самоуправление является неполноценным, так как в стране нет политического плюрализма, многопартийной системы и свободы печати, хотя на фоне Советского Союза, и советского блока, югославская печать и политика югославского правителства выглядели сравнительно независимыми и свободными.

Ортодоксальные марксисты критиковали «Праксис» за ревизионизм и левацко-анархистский уклон. За критику режима Тито философы подвергались постоянной кртике со стороны партии, в том числе и серьёзной атаке со стороны партийной организации и хорватского парламента в Загребе в 1966 году. Атаки усилились с первыми политическими и экономическими конфликтами в Югославии в конце 60-х. В 1975 году журнал «Праксис» в Югославии запретили — к тому времени Югославия переживала серьёзный политический кризис, на поверхность начали проявляться первые проблемы не толко с экономическим, но и с этническим окрасом. Поэтому когда в 1968 году Петрович, вместе с другими философами школы, поддержали студенческие протесты в Загребе, философ попал под атаку югославских властей и был исключён из Союза коммунистов Югославии — правда уже не в первый раз, так как в 1949 году 21-летнего на тот момент студента уже исключали из партии за открытую критику бесспорного авторитета в ЦК партии. За критику югославского социализма, многие члены «школы праксиса» эмигрировали из страны.

Сам Петрович остался верен своим взглядам и был редактором журнала с его основания и до своей смерти. Он критиковал национализм и войну и скончался в Загребе 13 июня 1993 года.

E S

Post a Comment